Совершение морских протестов

Морской протест — официальное заявление капитана судна о происшествии во время плавания или стоянки в порту. Документ обязательно составляют в письменном виде, а его суть заключена в обеспечении данных, касающихся обстоятельств инцидента, его причин, степени ущерба, а также для защиты прав и интересов владельца судна. В портах, расположенных на территории России, морские протесты заявляют нотариусу.

Нормы, регулирующие порядок заявления морских протестов на территории РФ регулируются Кодексом торгового мореплавания и Основами законодательства о нотариате. Нотариус обязан принимать во внимание условия международных договоров, в которых Россия принимает участие.

Особенности процедуры и ее участники

Во время плавания или стоянки судна в порту может произойти что угодно, однако подтвердить информацию об обстоятельствах и причинах гораздо сложнее, чем на суше. Сказывается изоляция от внешнего мира и специфичность инцидентов, связанных с мореплаванием: шторм, столкновение судов, посадка на мель, сжатие льдом и другие. Все это служит основанием для предъявления имущественных требований к владельцу корабля. Чтобы обеспечить как можно больше информации о событии, приведшем к поломке или гибели судна, капитан обязан заявить морской протест нотариусу (на территории РФ) или должностному лицу, выполняющему функции консула.

По российским законам, морской протест — это способ обеспечения доказательственной базы для подтверждения фактов, повлиявших на происшествие. Они имеют юридическое значение для дальнейшего рассмотрения дела в суде.

Заявить протест могут судов морского и внутреннего плавания, а в некоторых случаях — капитаны военных кораблей.

Когда необходимо сделать заявление

Если аварийная ситуация случилась в порту, срок ограничен 24 часами после аварии, во время плавания — 24 часами после прибытия судна в ближайший порт. Отсрочка возможна, если произошедшее во время плавания событие не было заявлено в первом порту (такое случается для исключения финансовых потерь и для экономии времени). Важно зафиксировать основания для причины, по которым заявление не было подано вовремя.

Если есть предположение, что причинен ущерб перевозимому грузу, заявление о протесте совершают до открытия грузового отсека. Отгрузка до заявления возможна только в исключительных случаях. Запрет вызван необходимостью обеспечить объективность передачи информации о происшествии до момента, когда будет известно о состоянии перевозимых товаров.

Что указывают в официальном документе

Заявление содержит полные сведения об аварии и обстоятельствах произошедшего, а также мерах, которые были приняты экипажем. Описание должно быть кратким, конкретным и включать сведения о добросовестном выполнении функций капитаном и командой корабля. Подтверждением предоставленных сведений служит судовой журнал, который предъявляют нотариусу, а при гибели журнала — описание обстоятельств его потери.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более чем семь дней с момента своего прибытия, или прибытия судна в порт, или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или консульскому должностному лицу либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознаACкомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала.

После проверки записей из журнала, удостоверения сведений и опроса свидетелей нотариус составляет акт о морском протесте. Документ содержит показания членов экипажа, которые излагают в присутствии нотариуса. Предоставленную информацию сверяют с данными судового журнала, а при наличии несогласованностей указывают их причины. В обязанности нотариуса не входит анализ предоставленных сведений, его работа — сверка информации на основании записей журнала.

Заявление о морском протесте делается:

— в порту Российской Федерации — нотариусу;

— в иностранном порту — консульскому должностному лицу или компетентному должностному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.

Акт составляют в 2 экземплярах: первый — для капитана судна или его представителя, второй остается у нотариуса. К документу прилагают письменное заявление капитана судна и выписку из вахтенного журнала.

© 2024 Нотариус Якубова Татьяна Олеговна