Машиночитаемая доверенность (МЧД) — это электронная доверенность, которая оформляется в специальном формате, пригодном для автоматической обработки различными системами и программами. Формат позволяет государственным органам и другим организациям быстро обрабатывать документы с помощью машинного распознавания данных.
МЧД используется для делегирования полномочий. Например, для подачи налоговой отчетности или взаимодействия с другими госучреждениями. Благодаря своей форме доверенность может быть легко проверена и обработана с использованием электронных подписей и специализированных сервисов: портал «Госуслуги» или система электронного документооборота (ЭДО).
С 1 марта 2024 года используется новая версия МЧД 5.02. Она открывает дополнительные возможности:
Документы в формате 5.01, оформленные до этой даты, остаются действительными до 28 февраля 2025 года. Однако передоверие по ним сделать нельзя. Если у вас оформлена бумажная доверенность, она будет действовать до истечения указанного в ней срока, но с марта 2024 года налогоплательщики, обязанные использовать МЧД, больше не могут оформлять новые бумажные уполномочия.
Оформить основную доверенность имеет право только руководитель организации. С ее помощью руководитель передает полномочия другой компании или физическому лицу. Если они, в свою очередь, оформляют полномочия на третье лицо — это называется доверенностью в порядке передоверия.
Создать электронную доверенность можно через личный кабинет на сайте ФНС, портал «Госуслуги» или сервисы операторов ЭДО. После оформления документ нужно отправить в налоговый орган. При передоверии ФНС принимает новые полномочия только при условии, что первоначальные уже были зарегистрированы.
Срок действия МЧД указывается при ее создании. Передоверие можно оформить только на срок, не превышающий период действия основной доверенности.
Проверить доверенность можно на сайте ФНС по уникальному номеру, который присваивается каждой МЧД при регистрации.
Руководитель компании самостоятельно определяет, какими именно полномочиями наделить доверенное лицо. Например, главному бухгалтеру могут передать право подписания всей электронной отчетности, а он, в свою очередь, делегирует своему сотруднику только подписание первичных документов. Важно помнить, что объем полномочий в доверенности в порядке передоверия не может превышать объема полномочий в основной доверенности.