Исключение сведений о залоге движимого имущества через нотариуса

Реестр о залоге движимого имущества (далее — Реестр) содержит сведения о том, когда возник залог, а также о его прекращении или внесении каких-либо изменений. Оператором Реестра уведомлений о залогах движимого имущества является Федеральная нотариальная палата. Поэтому в тех случаях, когда нужно внести в Реестр какие-либо сведения, залогодатель (или залогодержатель) должен направить соответствующее уведомление нотариусу. И только после этого нотариус может вносить эти сведения в базу данных.

Кто и в каких случаях подает уведомление нотариусу

Чаще всего движимое имущество становится объектом залога при оформлении кредита. Бывает так, что кредит за него уже выплачен, а в Реестре сведений о прекращении залога нет. Собственникам движимого имущества специалисты рекомендуют самостоятельно проверять сведения, внесенные в Реестр. Эти сведения находятся в открытом доступе.

Обратиться к нотариусу может:

  • залогодержатель — для того, чтобы исключить сведения об объекте залога в случае, когда обязательства выполнены, или при каких-либо других изменениях в залоге;
  • залогодатель, если нужно исключить залог из Реестра;
  • правопреемник залогодержателя в случае его смерти (если речь идет о физлице) или ликвидации (если это организация).

В соответствии с положениями статьи 103.3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате уведомление о возникновении залога движимого имущества вправе направить нотариусу залогодержатель или залогодатель; при уведомлении об изменении залога или исключении сведений о залоге — залогодержатель.

Уведомление об изменении залога и уведомление об исключении сведений о залоге направляется залогодателем в случаях смерти залогодержателя (физического лица) или ликвидации залогодержателя (юридического лица); уклонения залогодержателя от направления нотариусу уведомления; при наличии иных причин, не зависящих от воли залогодержателя и делающих невозможным направить нотариусу уведомление.

Особенности подачи уведомления

Залогодержатель и залогодатель имеют право обратиться к любому нотариусу, независимо от места их регистрации. Само уведомление оформляется в виде бумажного документа. Можно предварительно уточнить у нотариуса, по какой форме оно заполняется, и какие сведения в нем должны быть обязательно отражены, помимо указания сторон, описания предмета залога и т.д. Это уведомление должно быть подписано заявителем лично в присутствии нотариуса.

Законом допускается оформление уведомления в электронном виде. Это очень удобно, поскольку можно будет направить его нотариусу, не выходя из дома. Но в цифровой форме направлять уведомления могут только те, у кого есть зарегистрированная ЭЦП.

Зачем нужна выписка из реестра

Специалисты рекомендуют получить выписку из реестра уведомлений о залоге сразу после внесения изменений. Эта выписка нужна не только как подтверждение того, что все изменения были внесены. Она требуется для дальнейшего совершения сделок с предметом залога, поскольку является доказательством того, что все обязательства были выполнены, и на этой собственности больше нет обременения. Для получения выписки также следует обратиться в нотариальную контору. Либо вы можете подать заявление в режиме онлайн через сайт Федеральной нотариальной палаты, но для этого нужна регистрация.

© 2024 Нотариус Якубова Татьяна Олеговна