Информационные технологии в нотариальной деятельности

Развитие информационных технологий касается всех сфер жизни, включая правовую. Никого не удивляют электронные реестры, в которых найти необходимую информацию можно за несколько секунд, а при словах «цифровая подпись» каждый понимает, о чем идет речь.

Электронная обработка данных упрощает нашу жизнь, ускоряет ее темп и позволяет уделять больше времени важным вещам. Внедрение интернет-сервисов повлияло и на работу нотариальных контор: нотариус может сфокусироваться на задачах, связанных с его профессиональной деятельностью, минуя необходимость долгого поиска информации в картотеках. Переход в область электронного взаимодействия вывел нотариат на максимально высокий уровень оказания услуг. Кроме того, каждый нотариус имеет усиленную квалифицированную электронную подпись, позволяющую создавать документы удаленно, переводить бумажные варианты в цифровые, сохраняя их юридическую силу.

Единая информационная система нотариата

Российский нотариат по критериям цифровизации один из наиболее передовых правовых институтов. Это произошло благодаря созданию масштабной электронной инфраструктуры, которая значительно повысила безопасность хранения данных, а также скорость и качество нотариальных услуг. Единая информационная система нотариата (ЕИС) — надежное хранилище, в котором хранится каждый нотариально удостоверенный документ.

Развитие системы ЕИС позволяет получать нотариальные услуги в ускоренном режиме: клиенту не нужно искать и предоставлять сведения из реестров недвижимости, банковских организаций, налоговой службы или базы МВД.

Реестр проверки доверенностей

Уникальный сервис, который быстро обрабатывает запросы на проверку подлинности доверенностей, заработал в 2017 году и на сегодняшний момент пользуется большим спросом среди интернет-ресурсов нотариата. С помощью реестра можно также проверить доверенности, удостоверенные должностным лицом консульского учреждения, главами местных администраций или представителями органов местного самоуправления.

Электронный документооборот

Развитие технологий не только упрощает работу нотариуса, но и облегчает жизнь клиентов нотариальных контор. Граждане и юридические лица могут оперативно отправлять документы через удостоверение равнозначность электронного документа бумажному документу, создавая электронный документ на основе представленного клиентом бумажного документа посредством квалифицированной электронной подписи нотариуса. Также нотариусы могут удостоверять равнозначность бумажного документа электронному документу, создавая бумажный документ на основе электронного документа посредством проверки электронной подписи и удостоверения документа посредством удостоверительной надписи на бумажном носителе.

Это нотариальное действие удобно при обмене документами на расстоянии.

Удостоверенный квалифицированной электронной подписью нотариуса документ передают удобным для получателя способом: электронная почта, запись на внешнем носителе.

Не допускается удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе в отношении сделок, заключенных в простой письменной форме, а также документов, удостоверяющих личность.

© 2024 Нотариус Якубова Татьяна Олеговна